Kia Sephia/Shuma/Spectra

с 1995 года выпуска

Ремонт и эксплуатация автомобиля



Киа Сефиа/Шума/Спектра
- 2. Двигатель
    2.1. Технические данные
    2.2. Зубчатый ремень
    2.3. Гидравлические компенсаторы зазоров клапанов
    2.4. Головка блока цилиндров
    2.5. Переднее масляное уплотнительное кольцо
    2.6. Заднее масляное уплотнительное кольцо
    2.7. Снятие и установка двигателя
    2.8. Разборка двигателя
    2.9. Проверка двигателя
    2.10. Сборка двигателя
+ 3. Система смазки
+ 4. Система охлаждения
+ 5. Системы питания и выпуска
+ 6. Топливная система
+ 7. Система зажигания
+ 8. Сцепление
+ 9. Механическая коробка передач
+ 10. Автоматическая коробка передач
+ 11. Оси и приводные валы
+ 12. Рулевое управление
+ 13. Колеса и шины
+ 14. Тормозная система
+ 15. Подвеска
+ 16. Кузов
+ 17. Система кондиционирования
+ 18. Электрическое оборудование





2.8. Разборка двигателя

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Головка блока цилиндров


1 – передняя крышка распределительного вала;
2 – распределительный вал;
3 – гидравлический компенсатор зазоров клапанов;
4 – болт крепления головки блока цилиндров;
5 – головка блока цилиндров;
6 – прокладка головки блока цилиндров;
7 – сухари;
8 – верхнее гнездо пружины;
9 – пружина клапана;
10 – нижнее гнездо пружины;
11 – клапан;
12 – маслоотражательный колпачок;
13 – направляющая втулка клапана

Передняя и задняя крышки двигателя и масляный поддон

1 – нажимной диск сцепления в сборе;
2 – диск сцепления;
3 – маховик;
4 – пластина;
5 – масляный поддон;
6 – маслоприемная трубка с сетчатым фильтром;
7 – задняя крышка блока цилиндров;
8 – водяной насос;
9 – масляный насос;
10 – распылитель масла

Коленчатый вал, поршни и шатуны

1 – крышка шатуна;
2 – шатунные вкладыши;
3 – шатун и поршень;
4 – поршневые кольца;
5 – крышка коренного подшипника коленчатого вала;
6 – коленчатый вал;
7 – коренные вкладыши;
8 – блок цилиндров

Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите опору №2 силового агрегата.
2. Снимите опору №3 силового агрегата и кронштейн опоры.
3. Выверните три болта и снимите стартер.
4. Выверните восемь болтов и отделите коробку передач от двигателя.
5. Выверните болты и снимите обводную трубу охлаждающей жидкости и выпускной коллектор.
6. Закрепите двигатель на ремонтном стенде.
7. Слейте с двигателя моторное масло.
8. Снимите передние и задние проушины для подъема двигателя.
9. Ослабьте регулировочный болт, выверните болты и шарнирный болт и снимите генератор.
10. Снимите кронштейн поддержки впускного коллектора.

11. Выверните болты и снимите впускной коллектор.
12. Снимите гидравлические компенсаторы зазоров клапанов.
13. Храните гидравлические компенсаторы зазоров клапанов в перевернутом виде в контейнере с моторным маслом.
14. В определенной последовательности, за 2–3 этапа выверните болты крепления головки блока цилиндров. Снимите головку блока цилиндров и прокладку головки блока цилиндров.
15. Специальным приспособлением ОК993 120 001 с головкой ОК993 120 004 сожмите пружину клапана и снимите со стержня клапана сухари.
16. Медленно освободите приспособление, сжимающее пружину и снимите пружину клапана из головки блока цилиндров.
17. Пассатижами ОК993 120 006 снимите маслоотражательный колпачок.
18. Повторите эти операции на всех 16 клапанах.
19. Для хранения клапанов приготовьте пронумерованные полиэтиленовые пакеты или контейнеры.
20. Промаркируйте клапана для того, чтобы при сборке их можно было установить на свои первоначальные места.
21. Извлеките клапана из головки блока цилиндров.
22. Извлеките нижние гнезда пружин из головки блока цилиндров.
23. Установите специальные инструменты для центрирования диска сцепления и блокирования маховика от проворачивания.
24. Постепенно, по диагонали, ослабьте болты крепления кожуха нажимного диска сцепления, до тех пор, пока не прекратится действие диафрагменной пружины, затем выверните болты вручную.
25. Снимите кожух нажимного диска сцепления и диск сцепления.
26. Используя приспособление ОК401 111 012, снимите игольчатый подшипник.
27. Выверните восемь болтов и снимите маховик (на двигателе BFD – шесть болтов).
28. Выверните болты крепления масляного поддона.
29. Лезвием плоской отвертки отделите масляный поддон от блока цилиндров.

Предупреждение

Не вставляйте отвертку между блоком цилиндров и масляным поддоном, так как это может повредить сопрягаемые поверхности.


30. Выверните два болта и снимите трубку маслоприемника с сетчатым фильтром.

31. Снимите шкив привода зубчатого ремня с коленчатого вала.

 

32. Выверните болты и снимите масляный насос.
33. Лезвием плоской отвертки снимите масляное уплотнительное кольцо из крышки масляного насоса.
34. Выверните болты и снимите заднюю крышку блока цилиндров.
35. Лезвием плоской отвертки снимите масляное уплотнительное кольцо из задней крышки блока цилиндров.
36. Выверните болты и снимите водяной насос.
37. Выверните масляный фильтр и датчик давления масла.

38. Проверьте отсутствие ступеньки и нагара в верхней части каждого цилиндра.


Предупреждение

Если производить снятие поршней, не убрав ступеньку в верхней части цилиндра, это может привести к повреждению поршневых колец и поршней.



39. Используя специальный инструмент, удалите ступеньку в верхней части цилиндров.
40. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршень первого цилиндра установился в верхней мертвой точке.
41. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни первого и четвертого цилиндров установились в нижней мертвой точке.
42. Промаркируйте крышки шатунов и шатуны в соответствии с номером цилиндра, в котором они установлены.
43. Отметьте шатуны и крышки шатунов так, чтобы при установке они заняли правильное положение и направление. При неправильной установке шатунов будет нарушена подача смазки в шатунные вкладыши, что приведет к их быстрому повреждению.
44. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни второго и третьего цилиндров установились в нижней мертвой точке и, аналогичным образом, промаркируйте шатуны и крышки шатунов.
45. Отверните гайки крепления крышки шатуна и, легкими ударами пластикового молотка, сбейте крышку.
46. Для защиты шеек коленчатого вала, оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой трубки.
47. Деревянным бруском или ручкой молотка, вытолкните поршень с шатуном из цилиндра.
48. Повторите эти операции на остальных цилиндрах.
49. Промаркируйте поршни в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены.
50. Специальными пассатижами разожмите поршневые кольца и снимите их с поршня.
51. Установите поршень вертикально и проверьте плавность перемещения шатуна.
52. Перемещая шатун, проверьте отсутствие люфта и заеданий.
53. Если шатун перемещается с заеданиями, проверьте отверстие для поршневого пальца в поршне и шатун на отсутствие деформации.
54. Снимите стопорные кольца с торцов поршневого пальца.
55. Наклоните поршень и позвольте поршневому пальцу выскользнуть из поршня. При необходимости, выдавите поршневой палец из поршня.
56. Извлеките шатун из поршня. При разборке держите вместе поршень, шатун, поршневой палец и стопорные кольца поршневого пальца.
57. Пронумеруйте крышки коренных подшипников и отметьте их расположение.
58. В определенной последовательности, за 2–3 этапа, ослабьте и выверните болты крепления крышек коренных подшипников.
59. Снимите крышки коренных подшипников.
60. Снимите коленчатый вал.
61. Снимите вкладыши коренных подшипников с блока цилиндров и крышек коренных подшипников.

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед сборкой очистите все детали двигателя.
2. Перед сборкой деталей нанесите тонкий слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения.
3. Замените коренные и шатунные вкладыши, даже если они имеют незначительные повреждения или износ. При установке необходимо использовать только новые прокладки.
4. Установите пружинное стопорное кольцо в канавку поршня.
5. Установите поршень в шатун и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом. Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки.
6. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня.
7. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна.
8. Установите три части маслосъемного кольца на поршень:
      – смажьте чистым моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца;
      – установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх;
      – установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;
      – установите верхнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;
9. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне.
10. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2-е компрессионное кольцо.
11. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо.
12. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунке.
13. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом.
14. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя.
15. Установите упорные полукольца коленчатого вала.
16. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров.
17. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала.

18. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках коренных подшипников коленчатого вала.
19. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников.

20. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке:
TED: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты;
с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м;
d. доверните болты на угол 90°;
е. доверните болты на угол 60°;
BFD: затяните болты моментом затяжки 54–59 Н•м.

Предупреждение

Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала.


21. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора.

22. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера.

Зазор в коренных подшипниках коленчатого вала:
TED: 0,024–0,042 мм
BFD: 0,018–0,036

23. Снимите коленчатый вал с блока цилиндров и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage с шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников.
24. Нанесите тонкий слой моторного масла на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров и установите коленчатый вал на вкладыши.
25. Нанесите тонкий слой моторного масла на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши в крышках коренных подшипников.
26. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников коленчатого вала.
27. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке:
TED: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты;
с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м;
d. доверните болты на угол 90°;
е. доверните болты на угол 60°;
BFD: затяните болты моментом затяжки 54–59 Н•м.
28. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно.
29. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала.
30. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль.
31. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора.

Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм.

32. Если осевой люфт превышает допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого вала.
33. Установите шатунный вкладыш в шатун.
34. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения, оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки.
35. Проверьте правильность расположения замков поршневых колец на поршне.
36. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров.
37. Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра находилась в нижней мертвой точке.
38. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне.
39. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала.
40. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна.
41. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках шатунных подшипников коленчатого вала.
42. В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками.

Моменты затяжки:
TED: 47–50 Н•м
BFD: 64–69 Н•м

43. Выверните гайки и снимите крышку шатуна.
44. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников.

Номинальный зазор в шатунном подшипнике:
TED: 0,20–0,05 мм
BFD: 0,028–0,068 мм
Предельно допустимый зазор: 0,10 мм

45. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера.
46. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна.
47. Установите крышку шатуна и закрепите гайками.

Моменты затяжки:
TED: 47–50 Н•м
BFD: 64–69 Н•м

48. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна.

Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм
Предельно допустимый зазор: 0,30 мм

49. Если боковой зазор шатуна превышает предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна.
50. Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на наружную поверхность и рабочую кромку заднего масляного уплотнительного кольца коленчатого вала.
51. Вручную установите уплотнительное кольцо в заднюю крышку блока цилиндров.


52. Специальном приспособлением вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца находился на одном уровне с крышкой или выступал из нее не более чем на 0,5 мм.
53. Нанесите слой силиконового герметика толщиной 2 мм на сопрягаемую поверхность задней крышки.
54. Установите заднюю крышку и закрепите болтами.

Моменты затяжки: 7,8–10,8 Н•м

55. Удалите герметик, выдавленный при установке задней крышки на сопрягаемую поверхность масляного поддона.
56. Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на рабочую кромку переднего масляного уплотнительного кольца коленчатого вала и гнездо масляного насоса.
57. Вручную установите переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала.
58. Специальном приспособлением вдавите уплотнительное кольцо в корпус масляного насоса так, чтобы торец кольца выступал на 0,5–1,0 мм из корпуса масляного насоса.
59. Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения.
60. Нанесите слой силиконового герметика диаметром 1–2 мм на сопрягаемую поверхность корпуса масляного насоса, как показано на рисунке.
61. Установите масляный насос и закрепите 6 болтами.

Моменты затяжки: 19–26 Н•м

62. Удалите герметик, выдавленный при установке масляного насоса на сопрягаемую поверхность масляного поддона.
63. Очистите сопрягаемую поверхность водяного насоса.

64. Установите водяной насос с новой прокладкой и закрепите болтами.

Моменты затяжки: 19–26 Н•м

65. Вверните датчик давления масла.

Моменты затяжки: 11,7–17,6 Н•м

66. Смажьте тонким слоем свежего моторного масла уплотнительное кольцо нового масляного фильтра.
67. Вверните масляный фильтр до соприкосновения уплотнительного кольца масляного фильтра с блоком цилиндров, затем доверните фильтр на 11/6 оборота.
68. Установите маслозаборник с сетчатым фильтром и новой прокладкой и закрепите болтами.

Моменты затяжки: 7,8–11,8 Н•м

69. Очистите сопрягаемые поверхности масляного поддона и блока цилиндров.
70. Нанесите непрерывный слой силиконового герметика на сопрягаемую поверхность масляного поддона

71. Установите масляный поддон и закрепите болтами.

Моменты затяжки: 7,8–10,8 Н•м

72. Очистите резьбу болтов крепления маховика и отверстия под болты от остатков старого герметика. Если герметик невозможно удалить с резьбы болтов, замените их.
73. Установите переходную пластину на блок цилиндров и закрепите болтами.

Моменты затяжки:
TED: 18,6–30,4 Н•м
BFD: 7,8–11,0 Н•м

74. Установите маховик или пластину привода на коленчатый вал.
75. Нанесите на резьбу многократно используемых болтов тонкий слой герметика.
76. Специальным инструментом заблокируйте маховик от проворачивания.
77. В определенной последовательности, в два или три этапа затяните болты крепления маховика.

Моменты затяжки: 97–103 Н•м

78. Установите диск сцепления и кожух сцепления с нажимным диском.
79. Установите оправку, центрирующую диск сцепления и, в несколько этапов, в определенной последовательности затяните болты крепления кожуха сцепления с нажимным диском.

Моменты затяжки:
TED: 22–32 Н•м
BFD: 18–26 Н•м

80. Снимите инструмент, блокирующий маховик от проворачивания и оправку, центрирующую диск сцепления.

81. Установите клапан и по стержню клапана установите маслоотражательный колпачок.
82. Специальным приспособлением запрессуйте маслоотражательный колпачок на место.

Предупреждение

Маслоотражательные колпачки впускных и выпускных клапанов различны. Маслоотражательные колпачки выпускных клапанов имеют 4 зуба.


83. Снимите приспособление для запрессовки маслоотражательного колпачка.
84. Установите нижнее гнездо пружины на головку блока цилиндров.
85. При наличии, установите защиту гидравлического компенсатора зазора клапанов.
86. Установите пружину клапана таким образом, чтобы витки с мелким шагом (В) были направлены к головке блока цилиндров.
87. Установите верхнее гнездо пружины и специальным приспособлением, сожмите пружину.
88. Установите сухари и снимите специальное приспособление для сжатия пружины.
89. Пластиковым молотком несколько раз ударьте по торцу стержня клапана для того, чтобы сухари установились на свои места.
90. При наличии, снимите защиту гидравлического компенсатора зазора клапанов.
91. Аналогичным образом установите остальные клапана.
92. Установите прокладку и головку блока цилиндров на блок цилиндров.
93. Установите болты крепления головки блока цилиндров.
94. В определенной последовательности затяните болты крепления головки блока цилиндров в следующем порядке:
TED: а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты;
с. затяните болты моментом затяжки 39,2Н•м;
d. доверните болты на угол 90°;
е. доверните болты на угол 90°;
BFD: затяните болты моментом затяжки 76–81 Н•м.
95. Установите гидравлические компенсаторы зазора клапанов.
96. Установите новую прокладку впускного коллектора.
97. Установите впускной коллектор и закрепите болтами.

Моменты затяжки: 17,6–25,5 Н•м

98. Установите кронштейн впускного коллектора и закрепите болтами.

Моменты затяжки:
TED: (А) 15,7–22,5 Н•м
(В) 36,3–53,9 Н•м
BFD: 31,4–46,1 Н•м

99. Установите генератор и закрепите его монтажными болтами и регулировочным болтом.
100. Установите ремень привода генератора и отрегулируйте его натяжение.

Прогиб ремня привода генератора:
Новый ремень: 8–9 мм
Ремень, бывший в употреблении: 9–10 мм

101. Затяните все болты крепления генератора требуемыми моментами.

Моменты затяжки:
Монтажные болты: 37–52 Н•м
Регулировочный болт: 19–26 Н•м

102. Установите переднюю и заднюю проушины для подъема двигателя.
103. Грузоподъемным механизмом снимите двигатель со стенда.

104. Установите выпускной коллектор и обводную трубу охлаждающей жидкости и закрепите их болтами.

Моменты затяжки: (А) 38,2–46,1 Н•м

105. Установите двигателя опору №3 и кронштейн и закрепите их болтами.

Моменты затяжки: 73,5–102,9 Н•м

106. Установите двигателя опору №2 и закрепите болтами.

Моменты затяжки: 37,2–51,9 Н•м

107. Установите коробку передач и закрепите 8 болтами.

Моменты затяжки:
4 верхних болта (1, 2, 3, 4) 89–116 Н•м
4 нижних болта (5, 6, 7, 8) 37–52 Н•м

108. Установите стартер и закрепите болтами.

Моменты затяжки: 37–52 Н•м

109. Залейте в двигатель моторное масло.